пятница, 21 декабря 2012 г.

Как реагировать на критику, как отличать критику от просто недовольного высказывания, в общем - критика и творческий человек?

Доброго времени суток, участники Клуба друзей и гости моего блога!
В рамках Клуба друзей я взялась обсудить вопрос

Как реагировать на критику, как отличать критику от просто недовольного высказывания, в общем - критика и творческий человек?

Напомню, что Клуб друзей - проект Гришиной Елены. Лена, спасибо, что находишь время для блоггеров-новичков!

Меня, как начинающего блоггера (веду блог полгода), критика пока не коснулась, в смысле пока никто не критиковал мои рукоделки))). Видимо, пока я не очень интересна с творческой стороны, ну и ПЧ не так много. Поэтому опыта в этом вопросе у меня пока нет, надеюсь на ваши комментарии.

Однако, к делу. Красиво говорить и рассказывать не умею, но этот вопрос меня очень интересует и волнует, поэтому милости прошу высказывать ваши мнения!
Итак, для начала предлагаю разделить объект обсуждения на виды и подвиды.

Критика бывает:
- конструктивная
- неконструктивная

Конструктивная критика - критика полезная, поскольку в ней говорится не о том, что сделано плохо, а о том, что и как сделать лучше. Согласитесь, что хвалить намного легче, чем сделать корректное замечание. В любом случае, конструктивная критика полезна, так как привносит с собой некий толчок для дальнейшего развития. Она призывает сделать "работу над ошибками" (да-да, как в школе!) и понять, что и как лучше сделать.

Для себя разделила на подвиды:

- критика от известных и зарекомендовавших себя мастеров. Огого! Эта критика просто как бальзам на душу, это самый ценный вид критики, я считаю, особенно для новичков в том или ином виде рукоделия. Ну в самом деле, многие мастера шедро делятся своими наработками и "рыбными местами" (в плане покупок материалов и прочего) с другими. Спасибо вам за это! И конечно, сшив свою первую сумку, я радостно побежала в блог к Лене Гришиной и сообщила об этом))) Не знаю, читала ли она мой комментарий или нет, но в любом случае вдохновила на шитье сумок меня именно Елена. И ее оценка для меня очень важна.

- критика от заказчиков. Не следует пренебрегать и разбрасываться клиентами, не так ли? Особенно на начальном этапе, когда каждый заказ на вес золота. И думаю точно не стоит в ответ на реплику клиента "А вот так было бы лучше (удобнее, красивее, более функционально и т.д.)", обиженно надувать губы и кричать "Да вы что! Я лучше знаю, что и как, это мое детище, не сметь критиковать!".

- критика от подруг, знакомых, мужа, няни, домработницы и т.д., от тех людей, кто прямо или косвенно является свидетелем создания очередного шедевра)))). Ведь часто бывает, что глаз "замылился" (у всех ведь, правда?) и мы часто не замечаем каких-то явных недостатков нашего изделия. Часто предложения и замечания домашних могут помочь избежать ошибок.

Неконструктивная критика - критика вредная. Вредная для самооценки, в первую очередь. Неконструктивная критика обычно имеет целью ранить или оскорбить оппонента. Может исходить от:
- конкурентов. Как известно, паршивая овца все стадо портит. Не исключаю возможности, что в условиях конкуренции, любая рукодельница может подвергнуться нападению. Не часто, но и среди мастеров встречаются конфликтные люди (примером тому служит широко известная тема про тапки на Осинке)))).
- завистников. Тут все ясно, я думаю. Так как мы публикуем свои работы в сети, то они сразу становятся достоянием общественности, и круг читателей блога может быть непредсказуемым.
- банальный троллинг.

С критикой разобрались, как же реагировать на нее? Это более сложный вопрос. Думаю, здесь нет единого рецепта для всех, все мы разные, есть среди нас тонкие ранимые натуры, а кто-то обладает здоровой долей пофигизма. Кроме того, как известно, на вкус и цвет все фломастеры разные)))). Однако, правило № 1 - соблюдайте спокойствие! Недопустимо, чтобы эмоции взяли верх над разумом, имхо. Особенно если на вас свалилась неконструктивная критика.

По моему мнению, с точки зрения принятия или непринятия критики, следует разделить хендмэйд на:

- хендмэйд как хобби. Вы что-то сделали для себя. Считаю, что в этом случае к критике прислушиваться вовсе не обязательно. В конце концов вы сделали эту вещь для себя, она вам безумно нравится и тешит ваше самолюбие, и совершенно неважно, что она не нравится Маше, Кате, Тане и другим. Пусть эти персонажи делают как знают, а вы и так совершенно довольны результатом.

- хендмэйд как бизнес. Вы творите на заказ и для продажи. Это тот случай, когда к критике прислушаться стоит. Ведь грамотная критика может реально помочь, она дает нам новую информацию и возможность совершенствоваться.

Вообще, тема критики и отношения к ней весьма неоднозначна. Приведу пример про себя. Естественно, мало кому понравится (и мне в том числе), чтобы его критиковали. Вместе с тем, я - ужасный критикан. Ну вот такой уж у меня характер, я редко чем бываю довольна на 100%, мне очень трудно угодить (бедный мой муж, и как он только меня терпит?). В любой вещи могу найти изъян, даже если окружающие этого не видят)))). Это уже клиника, похоже, т.к. моя страсть к критике исходит из перфекционизма, которым я страдаю всю жизнь. Поэтому мне сложно давать какие-либо советы людям (я сейчас о конструктиве), я предпочитаю промолчать, если мне что-то не нравится. Но если нравится - похвалю от души (блогосфера тут не в счет, зачастую просто не успеваю или забываю написать комментарий). Свое мнение никому не навязываю (исключение - мои близкие, вот им-то достается сполна))), у каждого в голове свои тараканы.
Так что призываю к благоразумию, и если уж критиковать кого-то (что-то), то деликатно и "по делу", давая ценные советы и рекомендации.
Кстати, неплохую статью о критике можно прочесть здесь.

P.S. Этот пост я написала заблаговременно (хорошо, что додумалась до этого и успела). 
Дамы, у меня сильно затемпературил сын, уже сутки у меня на руках, практически не слезает, поэтому публикую сейчас, не обещаю сразу ответить на ваши комментарии, но все обязательно прочту позже. 

66 комментариев:

  1. Спасибо за пост! Мне кажется, у вас пмолучилось неплохое рассуждение и "раскладывание по полочкам".
    Я абсолютно согласна с вами в том, что нужно фильтровать для себя все замечания и стараться адекватно смотреть на вещи. Вообще критика на мой взгляд может быть очень полезна. Хоть и не всегда приятна. Но она позволяет посмотреть на свои работы, поведение, на себя с другой стороны и решить, может быть, вы действительно еще не совершенны и есть к чему стремиться?
    А вот на грубыме и неприятные отзывы я бы предпочла вообще не обращать внимания, к душевному равновесию и творческому совершенствованию они точно не приведут!
    В общем, критика критике рознь) И реакция на нее соответственно тоже)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, пожалуйста! Да, критика в общем - полезна, тем не менее встречаются люди, нетерпимые к критике или больно реагирующие на нее. Вот как быть с ними? Вообще не делать замечаний, предвидя острую реакцию?

      Удалить
    2. Однажды я НЕ критиковала, а хвалила куклу одного мастера, и спросила можно ли сделать прическу более гладкой?... Реакция была такая: "...наверное нужно убрать куклу на полку и может вообще пора прекратить шить кукол..." Я была в ШОКЕ!!! Мы всем сайтом ее уговаривали потом этого не делать. Иногда даже те кому критика адресована, адекватно реагируют, а вот остальные "сочувствующие" разводят демагогию(((
      Для себя я решила не совать свой нос куда не просят))) Просят, причем конкретно меня, - получите критику. Нет - варитесь в собственном соку, читайте хвалебные оды.
      А вот мне бы критика не помешала))) Я на нее нормально реагирую ;-)

      Удалить
    3. Да уж, видимо, это очень сложный вопрос... Палка о двух концах. С одной стороны, критикуют, как правило, чтобы сделать человеку благо, с другой стороны, это "благо" у всех свое)
      Без бутылки не разберешься)
      Наверное, можно критиковать работы только тех мастеров, у который в блоге черным по белому написано "с удовольствием читаю ваши отзывы и критические комментарии!")
      надо себе такую надпись нафигачить)

      Удалить
  2. Очень интересно и познавательно.
    Иногда критика может убить всякое желание что-то делать, а иногда подталкивает пересмотреть свое творчество...
    Так было у меня... Мои куклы изменились после критики. О том, что было и стало, я писала в своем блоге: История не принятой куклы

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ааа, ссылку не правильно вставила.
      http://strekozzzaolga.blogspot.ru/2012/10/blog-post_12.html

      Удалить
    2. Кстати очень хороший пример! Когда читала, так переживала!

      Удалить
    3. Да, Оля, прочла ваш пост про куклу, в вашем случае критика пошла вам на пользу, и это хорошо! Интересно написали, спасибо за ваш опыт.

      Удалить
    4. Ой, я тоже читала и переживала... Хорошо, что все хорошо закончилось:)

      Удалить
    5. Оля, даже не представляю, что было бы со мной, попади я в такую ситуацию...наверное перестала бы шить. Вы молодец, что не опустили руки, а вынесли для себя полезный урок и пошли дальше!

      Удалить
    6. Девочки, спасибо за отзывы. Критика помогла мне продвинуться вперед. Но это была критика от дорогого для меня человека. Если бы это был посторонний, не авторитетный для меня человек, критика бы меня просто разозлила...

      Удалить
  3. Наташа, спасибо за интересный пост. Я вот не люблю критиковать творческих людей и сама к критике отношусь не лучшим образом. А вот к доброму совету от чистого сердца прислушаюсь. Пошла разглядывать ваш блог и критиковать, критиковать, критиковать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поддержу)))я не люблю критику и не критикую чужие работы, если меня не спрашивают.
      А критика бывает разная...если муж смотрит на мишку и говорит "ты глаза криво поставила", я конечно переделаю и не обижусь, ну бывает плохо промерила. А если "рукодельница" подходит и говорит, "а я бы мишке платье сшила", такие реплики мне не нравятся. Потому что большинство мишек "голыми смотрятся лучше".

      Удалить
  4. Я вообще считаю, что если цель критики- помощь, то критиковать нужно личным сообщением, иначе, не очень красиво получается. Есть у меня одна знакомая,ведет себя как малый ребенок, и когда "мимо проходит" ( в инете или если встречаемся), то выдает такие комментарии типа "надо было сделать чуточку толще/худее/острее/тупее" или "левый глаз подвинь/сделай меньше/ярче", причем говорит это она не только мне! Никому не знакомо? Видела кучу примеров в ходе которых разгорались скандалы, а понять, что по ту сторону монитора сидит инфантильный человек, который хотя бы через комментарий хочет самоутвердиться, сложно.
    Вы правы, надо адекватно реагировать на критику, не разыгрывать драмы, если Вам не понравилось высказывание можно промолчать, если очень не понравилось ответить личным сообщением, не выливая ведро грязи в свой блог, ведь остальные читатели тоже могут ненароком запачкаться)
    Это лишь мое скромное мнение) Спасибо за пост)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анастасия, я, как ваша знакомая, так критикую сама себя))) Также "надо было сделать ровнее/плотнее/круглее/ярче и т.д.")))) Сама редко на 100% бываю довольна результатом своей работы

      Удалить
    2. Вот именно, Наталья, мы сами себя критикуем достаточно, прежде чем выставить работу на обозрение))))
      И про ведра грязи- то верно, как правило, такие вещи очень не приятно читать, и потом такая волна споров разгорается.
      И про знакомых...я конечно знаю, что бывает лучше промолчать, но когда каждый раз такое происходит...это неприятно.
      Спасибо за публикацию.

      Удалить
    3. У меня тоже есть знакомая, которая любила писать коменты типа " всея так прелестно, НО..."
      Вот это Но меня вообще выводила из себя, я же не лезу к ней в блог со своими НО, хотя тоже было что покритиковать.
      есть люди. которым мне искренне хотелось бы помочь в творчестве и тогда я стараюсь говорить как то так " А ты не хочешь сделать так?!"
      Но это НО меня просто делают паралитиком)

      Удалить
    4. Настя, как правильно Вы написали: "...комментарии типа "надо было сделать чуточку толще/худее/острее/тупее" или "левый глаз подвинь/сделай меньше/ярче"..." - это не критика, это замечание НЕ думающего и НЕ сведущего в данном вопросе человека. А посему, и не стоит к нему прислушиваться. Лучшим действием будет в данном случае - просто проигнорировать.

      Вспоминается один случай. Я сшила сумку в черно - белой гамме с монохромной вышивкой. Комментарием одной моей знакомой было: "Все хорошо. Вот только вышивку надо было цветными нитками делать." Как говорится, комментарии излишни :))

      Удалить
  5. Самым главным я считаю нужно относиться к критике спокойно. Тем более есть люди, которые сами ничего делать не умеют, а любят критиковать. И глаз замыливается, и любим мы свое детище, таким как оно есть. Это правда. Поэтому критику слушаем и думаем, правда это или нет, важно для нас это или нет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот по поводу сами делать не умеют, это да, знакомо) я терплю критику только от авторитетных для меня людей

      Удалить
  6. Согласна с разделением критики на виды. И совершенно ясно,что конструктивная и не хамская критика бывает весьма полезной, особенно от тех, чье мнение для нас авторитетно. Но иногда попадаются люди, которые больно ранят высказываниями, которые они называют "критикой", на самом деле просто сбивая мастера с "творческой волны". Ясно, конечно, что реагировать надо спокойно, но иногда такие "советчики" как заноза, проникнут в самую глубь и просто теряется настроение на какое-то время что-то создавать. Наверное это оттого что многие мастера - творческие люди - натуры весьма ранимые и чувствительные... Наверное над собой работать тоже надо, чтобы быть менее восприимчивым к подобным выпадам. Спасибо большое за пост по обсуждаемой теме! Задумалась об этом еще раз :)

    ОтветитьУдалить
  7. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  8. Наделала кучу ошибок-опечаток...повторюсь...
    Ох уж эта критика!
    Между делом, беспардонно, бестактно сказанное слово не просто крылья подрезает, может убить всякое желание творить!
    Я никогда никого не критикую, никогда, боюсь ранить,да и не хочу этого. Я лучше промолчу или подмечу достоинства, они всегда есть и в любой работе.
    Возможно это беспринципность, пусть так!
    на свой счет принимаю только конструктивную критику (вы хорошо это сформулировали) от людей мнение которых считаю для себя ценным и полезным.
    Принимаю критику от мужа, он очень тактично подсказывает и его мнение важно для меня, потому что мы на одной волне!
    А вобще, лучше перехвалить, чем недохвалить! Человек творческий раним и беззащитен и "витамины для души" ему как воздух!
    Вот как то так...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна с вами, даже небольшое бестактное замечание может надолго выбить из колеи... А похвала - бальзам на душу. Как говорится, доброе слово и кошке приятно!

      Удалить
    2. Это точно! художника обидеть может каждый! Я вот всю жизнь работаю с творческими людьми... иногда очень утомляет. Сначала нужно похвалить, какой ты расчудесный-талантливый, сюськи-масюськи... А уже потом по делу. И всё равно обижаются (но не сказать не могу - это работа, результат у нас общий, так что молчать нельзя).
      А в блоге своём я была бы рада, если бы мастер сказал: Наташ, а вот есть хороший способ косую бейку вот так пришивать, ровненько получается. Вот тут почитай - попробуй.
      Только спасибо скажу!

      Удалить
    3. Я тоже, если ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хочу услышать не предвзятое и очень трезвое мнение, всегда спрашиваю мужа. И его критика - не в бровь, а в глаз! Он очень четко и главное доброжелательно говорит, что не так. А уж если ему все нравится, то я уже могу быть спокойна!

      Удалить
  9. есть определенные правила критики ( у меня доп.образование - театральный критик)))) так вот - если тебя сначала похвалили, потом мягко указали на недостатки в работе, и напоследок еще раз похвалили и пожелали удачи - такая критика не обидит, будет полезна и даже вдохновит на немедленное усовершенствование работы! всегда надо помнить - тот кто критикует, высказывает свое ЛИЧНОЕ мнение! И ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОНСТРУКТИВНОСТИ, каждый сам решает - принимать ему это мнение или нет. У меня всегда вызывают недоумение люди, которые напропалую критикуют, а в свой адрес критику принимаю как оскорбление...Если ты высказываешь свое мнеие, значит претендуешь на право учить, значит знаешь чуть больше, делаешь лучше. Соответственно должен сам находитьсся в постоянном совершенствовании, учиться у других и прислушиваться к другим людям. Эмоциональность творческих людей не то, чтобы преувеличена...но более показная - с плаксивыми постами, о непризнаных гениях, об опущенных крыльях, о закрытии блога! Простые люди тоже переживают из-за критики, просто не так ярко. Поэтому я думаю, не стоит критиковать, если тебя не просили...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. прошу прощение за орфоргафию...в спешке понапечатала ляпов

      Удалить
    2. Ура! Среди нас есть критик-профессионал! Спасибо за рецепт правильной критики! Кстати, если встречаю эмоциональные посты о непризнанных гениях и проч., пропускаю обычно)))

      Удалить
    3. Какая чудесная цепочка ПОХВАЛА-МЯГКОЕ ЗАМЕЧАНИЕ-ПОХВАЛА в квадрате!!!
      Возьму на вооружение, спасибо!

      Удалить
    4. Девчат ,абсолютно согласна с вышесказанным ,хорошая тема.
      Вставлю свои пять копеек - я не критикую никогда,и не потому, что не вижу спорных моментов, а потому, что убеждена - критика вне зависимости от того ,конструктивная она или нет, должна высказываться в личных общениях, тактично и когда Вас попросили это сделать. Потому что непрошенная критика неприятна всегда,ее же не просили ;)
      А еще считаю, что каждый адекватный мастер сам знает лучше других свои недочеты,а творчество больше любит пряник ,чем кнут :)

      Удалить
    5. Цепочку похвала-критика-похвала то же надо уметь соблюдать. Когда это выглядит так: все хорошо, но "...критика...", а так ничего, хорошая работа. Это тоже неправильно. Если критикуешь конкретно, то и похвали конкретно: скажи что именно хорошо, а потом уже дай совет как еще УЛУЧШИТЬ.

      Удалить
  10. Добрый день всем. Очень нужная статья. Я очень обидчивый человек, очень. Борюсь- ничего не могу с собой поделать. Но, для себя разделяю критику на критику(как сказала Наталья, конструктивную), советы и критиканство. Вот, напр., сшила я подушки (http://avnebeaprel.blogspot.ru/2012/12/blog-post_5567.html). И мне муж говорит - глаза не хватает, я отвечаю, что хотела именно вот этого эффекта. Продавала их на ярмарке и от мастеров (разных) посыпались предложения- один говорит нужно вышить, там пуговицу и проч. другой говорит не надо. В общем купили мои подушки аж бегом и без глаза))). Я к тому, что у всех разный взгляд и я считаю, что есть ошибки или недоработки в исполнении (технике), то тогда нужно советовать либо намекнуть конструктивно, а в остальном - мы же творческие люди и этой подушкой обидеться можем в критикующего))))). Вот как научиться не циклиться на критиканство - не знаю(.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Полина,Вы прям озвучили мое мнение)
      Абсолютно согласна, что если критикуют технику или ляпы- то Да! А если там дезаин - все в сад! Избитая, но правдивая фраза- на вкус и цвет...))Если покупатель захочет глаз, то это ж не проблема?!)
      Вот я люблю минимализм в деталях, а кто-то любит побольше рюшечек-бантиков, потому в таком случае на каждый товар свои покупатель, так же как и покупатель наидет свои товар, если задастся целью)

      Удалить
  11. Критика, это, наверное, одно из больных мест творческих людей. У каждого из нас была самая первая работа. И вспомните, как мы ею гордились! Ведь правда, все гордились?! Ведь мы старались изо всех сил! А когда прошло время, посмотрите на те реботы( конечно, если вы продолжаете развиваться и работать в той же области). Смешно, примитивно, кривые швы( но от этого все равно не менее любимо) Без самокритики и критики со стороны мы остались бы там же с тем же уровнем мастерства. Поэтому критика, безусловно, полезна. Но только в том случае, если мы готовы ее услышать. Вот если бы ту самую вашу первую работу увидел МАСТЕР со своим стажем и умением и сказал- фу, уродство! Хотели бы вы продолжить что- то делать? Бывает, что показывая новую работу, ждешь только восхищения! Ведь в нее вложено любви и труда. И тогда каждое слово критики воспринимается с обидой. А бывает, что видишь, что что- то не то, а что не понятно. И тогда свежий взгляд со стороны - вещь бесценная! Я тогда начинаю приставать вначале к дочкам, а потом к подругам с призывом покритиковать. И тогда прислушиваюсь к каждому замечанию и " примеряю" его. Ну и кроме того есть просто люди значимые, мастера своего дела, от которых критика воспринимается как награда! Ведь для этого нужно работу УВИДЕТЬ, РАССМОТРЕТЬ, ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ( время, время, время)))) а потом все это как вывод высказать человеку. На выставке ХТ я подошла к Джемме КАдж, у которой училась шить мишек, именно с просьбой покритиковать мои работы. Кто знаком с ней, знают, что это чудесный чуткий человек. Она начала хвалить))))) а я говорю, что то, что хорошо, я и сама знаю, ты мне скажи, что плохо!)))) в тот момент я была готова выслушать от нее любые замечания и хотела их услышать! А она потом еще извинялась не обиделась ли я))))) а я была ей очень благодарна!
    А все это я к чему?))) а к тому, что критика нужна когда человек готов ее услышать и от значимых для него людей. Если не просят критиковать, а работа вам категорически не нравится- молча идите лесом))))) а вот если просят замечаний, то потратьте свое драгоценное время, рассмотрите и напишите автору, пусть начинающему, в тактичной форме то, что вам не нравится. И при этом, вот лично для меня не важно будет ли это в личном сообщениии или в открытом. Даже, наверное, в открытом предпочтительнее. Потому что его смогут увидеть другие, обсудить, может быть, кто- то и для себя откроет новое.
    Ну а неконструктивную критику( типа сам дурак) и троллей- в лес, в лес.... И флаг в руку)))))
    Постите за много букАв))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна. Если критики не просят лучше пройти мимо или обсудить у себя на кухне за чашкой чая, выпустить яд. Обидеть начинающего очень легко. Расскажу свой случай. Я поступила на дизайнера, много тогда рисовала, делала наброски. Но наш преподаватель выбрала со мной тактику критики. Это было очень обидно, особенно когда я понимала, что у меня не все так плохо, что есть работы слабее моих, а их хвалят, почему я?! Обида, за первый семестр отбила у меня любовь к рисованию начисто. Я стала стыдиться своего увлечения. Работы в университет делала из под палки, заставляя себя, в этом направлении перестала развиваться. В какой-то момент мой преподаватель подошел ко мне и сказал: "так хорошо начинала, а что теперь." Прошло уже 5 лет, как я закончила университет, и только сейчас я опять начинаю тянуться к рисованию, у меня появилось желание, что-то делать.
      Когда я поняла, что для меня сделала та непрошеная критика (понимание пришло кстати совсем недавно, до этого я все считала что я бездарность в этом плане))), я стала осторожнее относиться к чужим словам, и сама стараюсь критиковать только если просят и я понимаю что в этом вопросе я разбираюсь и могу дать конструктивный совет (надеюсь).
      А Джемма Кадж да... Тоже у нее отучилась) она меня поразила. Насколько щедро она делится своими знаниями.

      Удалить
  12. Хорошая, полезная тема! Все разложено по полочкам. Но вот у меня был такой случай: я сделала подарок на ДР моей свекрови, пошила для нее тильду - доктора (свекровь-медик). На ДР была приглашена и моя мама. Я показала ей куклу, а она выразилась: "Дескать, еще один ПЫЛЕСБОРНИК!!!!!!!....) Я была обижена....ну еще бы услышать такое от собственной матери. Не знаю, что ею двигало, то-ли она действительно так считала и просто была прямолинейна, то-ли ей тоже хотелось такую куклу (ну женская зависть такая, а то я свекрови дарю куклу ручной работы, а ей еще ни разу не дарила), то-ли еще что?????....Тогда я взяла куклу и положила назад в коробку со словами: "не нравиться - не смотри..."
    А один раз меня участница форума "Тильдомания" в моей галерее покритиковала, вполне адекватная критика, я с ней была согласна и учла на будущее.... и ничуть не обиделась)
    Еще иногда меня критикует моя подружка...ну тет 50/50, когда-нибудь я с ней согласна, когда-нибудь нет, тогда отстаиваю свое мнение и видение...
    Вообще я открыта для конструктивной критики, она помогает ОДНОЗНАЧНО, если к ней прислушаться.
    А по поводу мамы, так через некоторое время ей на 8 Марта был подарен пошитый мною кот, который вписался в интерьер, и мамуля осталась очень довольна)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кстати да!
      Я почему-то с большим удовольствием делаю подарки своей свекрови. Она всегда оценит, будет с удовольствием носить, показывать другим. Даже когда это были первые подделки. А вот с мамой в этом отношении не сложилось. У нее отношение к вещам и подаркам: главное что бы приносили пользу. И я понимаю, что то что я ей подарила, лежит у нее в шкатулке, глубоко в шкафу и не достается. А самое главное не приносит радости, ни мне, ни ей. После подарка остается чувство, что я как будто отвязалась, просто мне было проще сделать что-то руками чем подарить ей "...вставить нужное...". Поэтому и дарю ей реже( и стыжусь этого. Хотя это уже не о критике)

      Удалить
    2. Света, после всего этого однажды моя мама приехала ко мне в гости и увидела новую куклу, которую я назвала Марина (мою маму зовут Марина) и что бы Вы думали она спросила???....."Это наверное мне?".....Вот и пойми после этих мам???... А я ответила: "Нет, не тебе, это же пылесборник". Может так и не надо было, может нужно было подарить ей ее тезку....Но Марина пока висит у меня дома. Вот така история.

      Удалить
    3. Ой, нет, у меня ситуация с мамой/свекровью прямо противоположная))) Маме можно подарить все, что угодно, она всегда будет рада. А реакция свекрови мне вообще непонятна, ни здрасьте, ни спасибо. Я перестала ей дарить что-либо..

      Удалить
    4. "Я перестала ей дарить что-либо.." наверное это и правильно)

      Удалить
    5. Надеюсь она не читает Ваш блог?)

      Удалить
    6. Нет)))), она с компьютером не дружит)))

      Удалить
    7. Мама - это отдельный разговор.
      Когда я, на вопрос "что делаешь?", отвечаю "работаю", она шумно вздыхает и выдает "лучше бы делом занялась". :))
      Я сначала возмущалась, обижалась и пробовала объяснить, а потом махнула рукой. Ее уже не переделать :)

      Удалить
    8. Можно вклиниться по поводу свекрови? Когда моя младшая дочка показала ей куклу, сшитую мной, она выдала :"Уродка!" Вот так! Никогда и ничего не сошью ей, потому что угодить невозможно. А с мамой полное взаимопонимание, ее советы мне очень важны!

      Удалить
  13. Хорошо написали)
    По себе поняла, что в этом вопросе главное - это спокойствие. Не важно конструктивная критика или нет, обижаться не стоит. Конструктивная идет на пользу, а неконструктивная... ну что ж не удался день у человека, прошел мимо, нагадил, бывает. Главное в этом случае не вступать в диалог, будет еще хуже. Поэтому лучше отойти от монитора, посчитать до 10, отвлечься на что-то и... промолчать, как бы не хотелось защититься. Как говориться на вкус и цвет... А вообще я в этом случае хожу в журнал или блог того кто высказался, это здорово отрезвляет, показывает может ли человек давать какие-то советы в данном вопросе.
    С мужем часто спорим по этому поводу, у меня муж очень силен в теории, но на практике естественно многого не знает и не умеет.Зная эту особенность, когда он начинает рассуждать о технологии и пытаться меня научить, я пропускаю мимо ушей. А вот когда он говорит нравится-не нравится, и почему я прислушиваюсь. А сначала, помню до слез дело доходило, особенно когда показывала промежуточный вариант работы).

    Я сама стараюсь не критиковать. Если только вижу какую-то совсем страшную ошибку в технологии, которая идет от изделия к изделию и я понимаю, что могу помочь человеку я могу посоветовать. Но не на всеобщем обозрении, а в личном сообщении и осторожно, ни в коем случае не как критику, и то 10 раз подумаю. В открытую только если человек спросит что не так в своем сообщении. Но все это пришло со временем, раньше хотелось сразу высказаться по поводу того что и как НАДО делать)))).

    ОтветитьУдалить
  14. интересный и полезный разбор критики,спасибо за информацию.
    Я никогда не критикую и вообще против того,чтобы критиковали,обидеться могу,но приобретённый пофигизм вскоре всё равно даст о себе знать.Лично мне,когда работа не нравится,я просто пройду мимо,зачем портить человеку настроение? и выскажу своё мнение только если человек спросит меня конкретно про минусы.
    Недавно была ситуация,девочка знакомая начала учиться вязать крючком шапки и шарфы для дочки.Для первого раза получилось не плохо,немного перебор был с украшательством,но на вкус и цвет....значит ей так нравится.А на неё напали "гуру" (типа опытные),что убрать там,распороть здесь.Ну по сути,кто они такие,чтобы лезть с такой критикой? человек только первые шаги делает.Я её похвалила,сказала,чтоб не обижалась на их слова,что они не правы и для первого раза у неё здорово вышло.Она сказала,что восприняла их слова нормально,что они опытные и прочая лабуда,а потом,спустя немного времени,призналась,что ей обидно было.
    Я считаю,что критиковать надо только когда просят,а так лучше проходить мимо,если глаз цепляется за то,что не нравится в чужой работе.

    ОтветитьУдалить
  15. Мне тоже близка эта тема, спасибо, Наталья, столько полезного услышала и от Вас и от девочек.
    Я для себя решила:
    - принимаю критику или советы от тех людей, кто на шаг от меня выше в мастерстве, кто знает как это сделать ЛУЧШЕ.
    - не всегда воспринимаю критику от домашних, муж не всегда меня понимает, пока я не обьясню, что хотела своей работой сказать
    - сама стараюсь не критиковать, хотя иногда трудно, (профессия учителя), но это не касается блога.
    В интернете не знаешь кто сидит по ту сторону монитора и человек может обидется, да мало ли что может быть, поэтому со своим уставом лучше не лезть в чужой монастырь.
    Всем желаю побольше позитива и дружелюбия!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На моем примере - муж совсем необъективный критик, всегда в восторге от моих работ)) но я то знаю какие чудеса мастерства показывают девочки в своих блогах, а расти всегда есть куда, этот путь бесконечен))

      Удалить
  16. Я считаю, что блоги и работы других рукодельниц - не место и не повод для критики. Всегда надо подумать - какое я имею право критиковать работу человека, которого лично не знаю, работу в реале не видела и фото никогда не отражает реальности. В нашем случае может сработать только тактичный совет и не более... и желательно, делать это очень и очень мягко и только в том случае, если лично ты шьешь,вяжешь, вышиваешь на порядок лучше , это никогда и никого не обидит. Даже в семье, жесткая критика разрушает отношения и исправить их или очень трудно или почти невозможно, надо об этом всегда помнить. А вот, что меня всегда бесит, это необузданная похвала, безпричинная и льстивая. Гениально, шедевриально, ты - гений..., этому верят только глупцы, поэтому - давайте держаться золотой середины!)))))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По поводу гениально и шедеврально - не соглашусь. Когда я вижу, чью-либо работу, сделанную на таком уровне и в такой технике, что мне не под силу, и может быть не стоит даже пытаться повторять, я честно назову ее шедевром!

      Удалить
    2. Согласна, что у каждого свое видение мастерства! И согласна с золотой серединой!))

      Удалить
    3. О, я тоже прикалываюсь над подобными, явно преувеличенными комплиментами.
      Особенно, когда я вижу, что это пишется только из-за дружеских взаимоотношений, а не из-за истиного отношения к изделию. Сделай то же кто-то другой, восторженный писака прошёл бы мимо, не заметив. А тут: "Анюта, милая, это чудо ! " и т.д., и т.п. )))
      В блогах, на мой взгляд, больше личного, нежели истинного.
      Вот если бы всё было анонимно ( и авторы, и комментаторы ), картина была бы совсем другой. )))

      Удалить
  17. Мне кажется найти что покритиковать в любой работе можно ВСЕГДА! Мое мнение, что критиковать могут только близкие люди/друзья, знающие человека либо мастера своего дела и то ОЧЕНЬ тактично)

    Я вот совсем не умею выслушивать критику, она меня убивает во всех смыслах! Но вот прислушаться к мнению могу! Когда человек говорит - неплохо, но я бы сделала так то и так то (в дружеской форме), то это уже конструктивная критика, она всегда на пользу!)

    ОтветитьУдалить
  18. Наташа, как у вас все по полочкам разложено... Согласна на 100%! В свою додекретную эпоху, работая редактором газеты и организуя соревнования различного уровня, постоянно сталкивалась с критикой. Сначала переживала ужасно по поводу каждого замечания. Время шло - опыт рос, а критика не уменьшалась. И тогда я задумалась, что не так: вроде и качество на уровне, а "ощибок", по мнению других, меньше не становится. И дотумкала я до такой вещи, что критика по определению не может быть объективной, потому что исходит от людей, а это всегда настолько субъективно... Поэтому также выделила для себя критику конструктивную и нет. Как определяю? Очень просто. Выслушав все замечания/пожелания, спрашиваю: "Хорошо, про минусы вы мне рассказали. А плюсы какие?" И если человек с такой же лёгкостью указывает на достоинства, с какой пару минут назад говорил о недостатках, то тогда его критике - зеленый свет, прислушиваюсь. Фразы типа "Мне не нравится, потому что этот цвет/пряжу/нужное подставить я не люблю" или "Я бы сделала по другому" во внимание не принимаю. На любую критику стараюсь реагировать спокойно, не показывая эмоций, даже, если она задела. Это потом можно ночью в подушку порыдать, а так - "Спасибо за интерес. Учту ваши пожелания/замечания." И человек потом сам видит, учла я их или нет=)))Потому что практика показывает, даже если нарисовать идеально ровный кружок на идеально белой бумаге всегда найдется тот, кто скажет: "А почему кружок? А почему бумага белая? А почему вообще бумага и т.п."

    ОтветитьУдалить
  19. Я к критике отношусь спокойно, уважаю ее и даже чуточку люблю. Мне нравится то, что может сделать меня сильнее, увереннее, а мои изделия красивее и привлекательнее для покупателей.
    Но считаю, что человек, который критикует, должен иметь какой-то уровень мастерства что-ли. Ну если это шитье, значит человек должен уметь шить и шить неплохо, тогда его советы и критика будут восприниматься как полезное и приятное. Но здесь опытному Мастеру надо быть осторожнее так как его негативное мнение о работе начинающего может напрочь убить в последнем желание творить. Мы же все разные, а мастер, особенно начинающий, он как ребенок..."ребенка каждый может обидеть" - помните? :)

    Если же человек далек от того, чем я, например, занимаюсь, значит он не "критикует", а "высказывает мнение" и тут срабатывает известное "на вкус и цвет фломастеры разные". Такое мнение я принимаю к сведенью, но меня оно не цепляет.

    Я сама мнение о работах, которые делать не умею особо не высказываю. Если НЕ нравится я просто не пишу ничего, если нравится - хвалю.

    Но был один случай в моей блого жизни, когда я увидев замечательные работы одного мастера, поразилась качеству фотографий, которые этот мастер показывал. Фотографии были темно-серые, на них было трудно что-то рассмотреть и совсем на мой взгляд непривлекательные. Я написала об этом в комментариях и понеслась...
    Самая "коронная" фраза от мастера была "А вы не думали, что я быть может специально делаю плохие фото, что бы увидев мои игрушки вживую покупатель обрадовался, что в реальности они лучше чем на фото". Здесь я впала в ступор и раз и навсегда закрыла для себя тему таких вот "советов".

    ОтветитьУдалить
  20. Я недавно высказывала своё мнение, даже пост отдельный написала http://veroshas.blogspot.ru/2012/11/blog-post_28.html А всё случилось из-за того, что мои фотографии ОЧЕНЬ раскритиковали... судя по всему человеку было охота потроллить потому что я сглупила и раза два ответила. Сначала любезно, потом напряженно, а потом, прочитав еще 2-3 коммента,посмотрев ее блог и выяснив, что она на ЯМ использовала чужие фото для предтавления своих работ и не стесняется этого и не понимает почему ее забанили на паре форумов за это!!! я потёрла нафиг всё и написала тётеньке, что не хочу обсуждать этот вопрос вообще :) Но все же написала пост про критику, чтобы излить свои эмоции. Вот.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Улыбнуло то, что посты рядом. Как в кино, честное слово :)
      Умилило то, что взгляд на одну и ту же ситуацию разный.
      Удивило то что я оказалась троллем и что обо мне пишут "тетенька"
      Возмутило то, что сплетни распускать нехорошо. Работы на ЯМ были только мои, выполненные мной по лекалам других авторов, которые собственно и запрещали продажу игрушек по их лекалам. Читать посты в чужих блогах стоит внимательнее :)

      Удалить
    2. Я не критикую, просто прохожу мимо.
      Но однажды мастер на ЯМ мне написала, как улучшить фото. Просто так, взяла и написала. За это я ей до сих пор благодарна, т.к. с того момента стала учиться работать в фотошопе. И пытаюсь научиться делать хорошие фото

      Удалить
    3. Да, конечно, если мы продаем через интернет, нам нужны не просто хорошие, нам нужны отличные фото! Ведь мы продаем по сути фотографию))) А выводы пусть каждый делает сам....

      Удалить
  21. Девочки, привет. Я тоже плохо реагирую на критику, хотя стараюсь отгораживаться..но сухарем-пофигистом становится тоже не хочется))
    Согласна, что блоги это не место для критики,пусть даже и конструктивной, а только для похвал!!)) Не нравится- проиди мимо
    Считаю, что можно покритиковать если тебя просят
    Особенно меня "умиляет" когда критикует человек, который в том же деле на уровень ниже тебя и даже со временем не совершенствуется, но зато он знает КАК! А я хоть пробую варианты
    Я вот редко довольна фотографиями, но при обработке всегда у меня несколько вариантов, потом выбираю тот, который мне больше понравился, а если не могу определиться, тогда спрашиваю. Но если я не спросила, то не надо мне рассказывать, что Вы бы сделали потемнее))-свои вкус никому не навяжешь.
    Еще у меня есть подруга, которая ничем не занимается творческим, но она коллекционирует кукол и у нее хороший вкус- вот от нее я могу послушать и без обид, но она даже не критикует- а всегда у нас идет дискуссия-обсуждение и она может дать деиствительно дельный совет)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    2. Мне иногда тоже хочется покритиковать, но я стараюсь отвлечься на что- то другое и не делать этого)
      Вспомнила последний случай- на выставке подошли ко мне мама с дочкой, девочка схватилась за куклу, потом они подходили еще 3 раза и у девочки всегда рука тянулась к этой кукле и никакие другие ее не интересовали.Т.е. они ходили смотрели- присматривались и возвращались к ней. Я только улыбалась,вообще не люблю напрягать покупателей, только говорю, что можно посмотреть поближе и взять в руки если хотите.
      Приблизительно одновременно с ними несколько раз подходила еще одна женщина крутилась-рассматривала- мне не жалко, а даже приятно. И вот на 3й раз они подошли одновременно - мама с дочкой уже покупать. Так вот, та женщина увидела, что они покупапают и сказала такую фразу -" Вы мне уже проценты должны ..." -как будто у меня куклу купили только потому что она такая тут тусуется (если б она хоть оды хвалебные пела, а то просто рассматривала несколько раз), а не из-за того что они нравятся.
      Я не люблю такие высказывания. Может я конечно тоже неправильно среагировала,я ответила в том ключе, что на самом деле много людей подходит очень и куклы продаются,но не агрессивно, а очень даже позитивно.
      На что мама девочки, купившая куклу, прям с каким то недовольством мне сказала, что с покупателями так говорить нельзя мол человек не вернется.
      Я аж опешила, на самом деле ничего плохого я не ответила и даже хотела сказать, что вместо процентов могу сделать Вам скидку, но в это время я была занята с покупательницей-мамой. Они одновременно мне в оба уха говорили)
      Критику я приняла во внимание и сделала вывод что надо просто мило улыбаться и молчать.Как в мультике- улыбаемся и машем). Но мне так неприятно было, это мне испортило настроение на 3 оставшиеся дня выставки...Потому что я к выставкам деиствительно отношусь как к празднику, а не как к работе и всегда с удовольствием общаюсь со всеми, даже когда вижу, что человек просто гуляет и не планирует покупать. И знаю, что если там не продастся, то продастся потом

      Удалить
  22. Да, критику воспринимать тяжело, не важно мастер ты с большой буквы или только начинающий подмастерье. Я критику (если цель её, действительно, показать ошибки, а не обидеть) всегда обдумываю. Но вот иногда, бывают ситуации, когда действительно как-то задевает за живое. У меня был такой опыт — одна заказчица, очень приятная в общении, доброжелательная и милая женщина, получив игрушку написала мне, что она не довольна работой, мол швы в нескольких местах прям почти расходятся. Я ужас но переживала, сто раз извинилась и предложила ей на выбор переделать игрушку или вернуть ей деньги. В результате она нехотя согласилась на переделку и когда я получила игрушку обратно, мне стало еще неприятнее. Нигде никакие швы не расходились. Оказывается места швов, через которые были набиты детали и зашиты потайным швом (естественно, они отличаются от машинного шва) она приняла за брак. Вот и ситуация, как относиться к такой критике? Я переживала больше из-за того, что в переписке признала себя виноватой и 100 раз извинилась, а за что? Решила на будущее не принимать все слова на веру. Но положительный результат в этой ситуации тоже был — теперь набиваю игрушки на подошве, где всё закроет обувь — жутко неудобно, но зато знаю, что больше мне такого не напишут. Так что к критике тоже нужно подходить критично — нужно не обижаться, а делать выводы на будущее.

    ОтветитьУдалить
  23. Анонимный10 июля 2013 г., 1:32

    Данным вопросом интересуются многие, так как критика в нашей жизни бывает часто, и нужно всегда знать и уметь правильно реагировать на критику.
    Читать далее: http://psyh-olog.ru/2013/05/kak-reagirovat-na-kritiku/

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...